Развивающаяся конкуренция и высокая инновационная активность на рынке образовательных услуг дают возможность потребителю сделать выбор в пользу тех образовательных структур, которые не только обладают современными образовательными технологиями, но и могут обеспечить, наряду с индивидуальным подходом к каждому слушателю, высокий уровень направленности образовательного процесса на реализацию программ дополнительного профессионального образования. В таких условиях приоритетное направление дополнительного профессионального образования закрепляется за развитием системного подхода к формированию и реализации образовательных программ. Дополнительное профессиональное образование пользуется наименьшим вниманием отечественных исследователей. Как правило, исследователи рассматривают место и значение дополнительного профессионального образования в формировании российского человеческого капитала. Данная изученность системы дополнительного профессионального образования во многом обусловлена тем, что соответствующая статистика в РФ формировалась на основе административно-институциональной отчетности, которая в новых условиях не успела адаптироваться к адекватному учету затрат из внебюджетных источников. В 2016 году в рамках деятельности ИСЭРТ РАН была начата работа по организации дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации. Целью данной статьи является рассмотрение особенностей реализации дополнительного профессионального образования в научной организации (на примере Института социально-экономического развития территорий РАН). Делается вывод о перспективах его развития. Большинство программ дополнительного профессионального образования, которые реализует институт, разработаны для обучения руководителей и специалистов государственных и муниципальных органов власти и управления. Накопленный опыт научных исследований, проводимых в Институте социально-экономического развития территорий РАН, многочисленные фундаментальные и прикладные исследования, результатом которых стали научные труды, авторские методики, объекты интеллектуальной собственности, стали основанием для разработки и реализации программ повышения квалификации для государственных гражданских служащих. Дополнительное профессиональное образование как направление деятельности научной организации является способом передачи слушателям имеющих практическое значение результатов проведенных научных исследований, а также эффективной подсистемой непрерывного образования в системе подготовки управленческих кадров для региона
Ключевые слова
повышение квалификации, непрерывное образование, дополнительное профессиональное образование, научная организация, профессиональная переподготовка