Российская аспирантура занимает важное место в системе подготовки кадров высшей квалификации, обеспечивая потребности современной экономики, социальной сферы и управления. Аспирантура рассматривается как сложная научно-образовательная система подготовки кадров. Вопрос об эффективности данной системы актуален не только в связи со значительным снижением защит диссертаций в последнее десятилетие, отрицательный тренд которого беспокоит многих специалистов, но и с началом процесса реформирования института аспирантуры и перевода ее на третий уровень высшего образования. Какие критерии эффективности применимы к новой аспирантуре, какими принципами при их выборе необходимо руководствоваться? Оценить эффективность любого действия, процесса, операции, программы можно посредством определенной совокупности количественных и качественных показателей, отражающих соотношение затрат и результатов, достижение поставленных целей. Также оценка эффективности может производиться как по отношению к образовательной системе в целом, так и к используемым в ее рамках формам, технологиям, методам обучения, управления и др. Имеющиеся подходы к оценке эффективности подготовки научно-педагогических кадров не отвечают новым условиям и требованиям, предъявляемым к аспирантуре. Так, несколько показателей или только экономический подход не отражают реальный вклад аспирантуры в данный процесс. Комплексная оценка, учитывающая, казалось бы, все аспекты деятельности и включающая увеличенное число показателей, может нивелировать итоговый результат. Поэтому количество показателей должно быть минимальным, но при этом они должны максимально решать вопрос об эффективности или неэффективности подготовки кадров. При этом необходимо учитывать целевые ориентиры новой аспирантуры. В то же время нельзя рассматривать эффективность аспирантуры отдельно от системы высшего образования, неотъемлемой частью которого она является, и потребностей экономики
Ключевые слова
аспирантура, эффективность аспирантуры, цели подготовки аспирантов