В статье представлен анализ изучения отечественного и зарубежного опыта поддержки одаренных детей, определены перспективные направления работы в данной области. В качестве информационной базы использованы программные документы федерального уровня: целевая программа «Одаренные дети», Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов и др., научные публикации отечественных исследователей, информационные материалы по зарубежному опыту, результаты законотворческой деятельности в России по поддержке и выявлению одаренных детей. Целью рукописи стал анализ проблем выявления и сопровождения одаренных детей в России. Проведенный анализ показал недостаточное осознание на уровне органов государственной власти важности научно обоснованных программ по данному направлению работы, недостаток системности в использовании технологий и методов работы с одаренными детьми; отсутствие единой системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов, позволяющей готовить их к работе с одаренными детьми. Анализ изложенного в данной статье опыта приводит к выводу о необходимости дальнейшего совершенствования межведомственного взаимодействия по организации работы с одаренными детьми в образовательных, медицинских организациях, учреждениях социальной защиты в целях развития творческих способностей детей и молодежи, а также необходимости сопровождения таких детей в период их самореализации. Эта задача предусматривает укрепление сетевого взаимодействия школ для одаренных детей, в том числе специализированных школ при вузах; развитие сети заочных, очно-заочных и дистанционных школ для выявления и организации работы с одаренными детьми из малообеспеченных семей, создание на базе научных организаций специализированных центров, координирующих работу с одаренными детьми в субъектах Российской Федерации; создание федеральной и региональных баз данных о выявлении и сопровождении одаренных детей, талантливой молодежи
Ключевые слова
межведомственное взаимодействие, интеллектуальный потенциал, одарённые дети, творческие способности, медико-психолого-педагогический мониторинг