Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
04:1718.08.201808.2018с 01.01.2018
Просмотры0 (20*)3687403
Посетители3 (21*)3834756
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Социально-экономические исследования"

Образовательные факторы миграции населения (на примере Вологодской области)

Корепина Т.А., Леонидова Г.В.

№2 (14), 2018

Корепина Т.А., Леонидова Г.В. Образовательные факторы миграции населения (на примере Вологодской области) // Социальное пространство. 2018. № 2 (14). DOI: 10.15838/sa.2018.2.14.2

DOI: 10.15838/sa.2018.2.14.2

Понимание существующих процессов образовательной миграции, выделение групп факторов, влияющих на принятие решения о перемещении населения, позволят сформировать привлекательную образовательную среду, которая будет способна сохранять накопленный человеческий потенциал региона. Целью статьи является определение факторов образовательной миграции населения Вологодской области. В работе были использованы такие методы, как социологический опрос, анализ данных, конкретизация. Новизна исследования заключается в обосновании и выявлении управляемых факторов образовательной миграции населения, которые будут полезны при реализации Стратегии социально-экономического развития Вологодской области до 2030 года (Стратегия-2030). В статье отражены результаты ряда социологических опросов, проведенных в Вологодской области Федеральным государственным бюджетным учреждением науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» в 2016–2017 гг. Исследования позволили выделить основные причины, по которым население стремится получать образование за пределами региона, показать, насколько сильно влияют те или иные обстоятельства на выбор образовательной организации, и рассмотреть, какие причины мешают отъезду, несмотря на желание учиться в вузах других регионов страны. В работе были выделены группы факторов образовательной миграции: общие факторы; факторы, влияющие на выбор места получения образования; факторы, препятствующие отъезду в другой населенный пункт с целью получения образования; факторы, препятствующие получению образования по месту жительства. Показано, что наибольшее значение для принятия решения о получении образования за пределами территории проживания имеют образовательные цели и поиск работы, а на выбор образовательной организации профессионального обучения влияют, в частности, такие факторы, как территориальная близость к дому, наличие бюджетных мест и общежития. Результаты исследования могут быть полезны органам власти для учета при формировании условий по созданию привлекательной образовательной среды для молодежи. Перспективы дальнейшей работы состоят в изучении миграционных установок населения Вологодской области, связанных с трудоустройством после окончания профессионального обучения

Ключевые слова

регион; миграционная политика; уровень жизни; миграция; Уровень жизни; население; образовательный фактор

Полная версия статьи