Особенностью современного рынка труда является занятость не по специальности. По статистике половина выпускников трудоустраивается по направлению, не связанному с профилем обучения. В этой ситуации можно говорить о проблеме эффективной реализации трудового потенциала. Так как он формируется в юношеском возрасте, помочь в решении может оценка профессионального самоопределения обучающихся школ. Важно оценить, насколько сформированы у школьников профессиональные предпочтения и готовность к реализации трудового потенциала в будущем. Целью работы стало представление результатов апробации методики «Готовность детей 14–17 лет к реализации трудового потенциала» в предвыпускных и выпускных классах МОУ «СОШ № 13» г. Вологды и МОУ «СОШ № 1» г. Сокола в 2017 году. Выборка составила 100 учеников 9–11 классов, 100 родителей и 10 педагогов. Информационная база представлена публикациями отечественных ученых, материалами зарубежного опыта, данными других исследований. Определены следующие противоречия: хотя большинство респондентов готовы к трудовой деятельности, в то же время у них не сформированы представления о том, в какой области себя реализовать, что является причиной неэффективного использования трудового потенциала в экономике региона в будущем. Выявлены гендерные различия в профессиональном самоопределении, которые могут учитываться при формировании образовательных программ. Научная новизна заключается в разработке, апробации методики оценки готовности детей 14–17 лет к эффективной реализации трудового потенциала, включающей две части: первая позволяет оценить сформированность профессиональных предпочтений детей на основе самооценки (элементы методики Е.А. Климова); вторая состоит из ответов детей, экспертной оценки педагогов и родителей по составляющим (здоровье, образование, коммуникативная компетентность) и дает возможность дифференцировать готовность детей к реализации трудового потенциала. Полученные данные могут использоваться администрацией школ, департаментом образования для оценки эффективности профориентационной работы в образовательных организациях
Ключевые слова
трудовой потенциал, профессиональные предпочтения, самоопределение, профориентация