Предпринимательский сектор экономики обеспечивает удовлетворение потребностей национального хозяйства. Также его развитие является важным механизмом диверсификации экономики на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Крупные и средние предприятия в основном определяют экономическую и техническую мощь страны и региона. Малые предприятия в силу достаточно высокой адаптивности к постоянно меняющейся конъюнктуре рынка, гибкости и мобильности создают основу локальной экономики и участвуют в решении проблем занятости населения региона. Они создают конкурентную среду, формируют негосударственный сектор экономики, насыщают потребительский рынок, способствуют структурным сдвигам и предупреждению безработицы. Особого внимания заслуживают современные исследования, доказывающие наличие существенного влияния развития данного сектора экономики на благосостояние и уровень жизни населения. В результате осуществления управленческого процесса, направленного на обеспечение развития социально-экономической системы региона, у государственных органов власти возникает потребность в определении уровня влияния предпринимательского сектора экономики на социальное развитие региона. Его оценка позволит более эффективно осуществлять управление развитием социально-экономической системы, что благоприятно скажется на развитии экономики страны в целом. Поэтому данная научная проблема является актуальной, а ее решение необходимо для обоснования тактических и стратегических направлений деятельности региональных органов власти и управления. Цель статьи заключается в оценке влияния предпринимательского сектора как элемента системообразующей базы социально-экономической системы на параметры социального развития региона. Для определения и оценки направлений данного влияния на основе корреляционно-регрессионного анализа был проанализирован объем статистических данных за 2009–2016 гг. В заключение статьи осуществлена интерпретация разработанных моделей и определены направления мероприятий, реализация которых необходима для социального развития региона. Материалы статьи могут быть использованы для определения федеральными и региональными органами власти и управления дальнейшей стратегии по развитию предпринимательского сектора экономики
Ключевые слова
регион, малый бизнес, малое предпринимательство, тенденции и проблемы, социальное развитие, реализация предпринимательского потенциала