Кризис сферы популяризации науки, начавшийся после распада Советского Союза, привел к тому, что ее инфраструктура была практически разрушена – просветительские общества перестали существовать, выпуск научно-популярных книг, телепередач и журналов резко сократился, в средствах массовой информации о науке почти не писали и не говорили. В отличие от России за рубежом практика рассказывать обществу о результатах научной деятельности существует уже более трех десятков лет. Это требует особых знаний и навыков, поэтому с конца 80-х гг. в университетах Европы и США существует возможность получить образование по направлению «научная коммуникация». В нашей стране научной коммуникации и специалистам, занимающимся профессиональным продвижением науки в обществе, особое внимание начали уделять лишь с 2014 года, когда в российской медиасреде появилось понятие «научный коммуникатор» и стали разрабатываться проблемы продвижения научных знаний. Цель статьи заключалась в рассмотрении перспектив развития направления «научная коммуникация» в значении взаимодействия науки и общества и продвижения научных знаний. В работе представлен обзор опыта научной коммуникации в международном сообществе и в России. Предпринята попытка определить и обосновать возможность отнесения научной коммуникации к отдельной академической дисциплине. Выбран состав критериев выделения академических дисциплин и представлено соответствие области научной коммуникации этим критериям в международном сообществе и в России. Сделан вывод о том, что научная коммуникация в эпоху открытого общества – это важная и необходимая составляющая дальнейшего развития науки. Результаты работы могут быть использованы для последующих научных исследований по данной теме с целью создания эффективной системы научной коммуникации в России
Ключевые слова
научная коммуникация, средства массовой информации, внутренняя и внешняя коммуникация, популяризация науки, научный коммуникатор, академическая дисциплина, глобальный тренд