Повышение налоговой культуры юридических и физических лиц является актуальным при поиске и задействовании резервов для реализации государственной социально-экономической политики. Актуальность исследования проблематики налогового поведения налогоплательщиков подтверждается тем, что задолженность по уплате обязательных платежей в бюджетную систему страны продолжает возрастать несмотря на все предпринимаемые налоговыми органами меры. Цель статьи заключалась в выявлении направлений и разработке комплекса мероприятий по повышению налоговой культуры как одного из аспектов социально-экономической устойчивости страны и регионов на долгосрочную перспективу. Методологическую основу исследования составляют принципы экономического, статистического и сравнительного анализа, методы обобщения и группировки. Исследование базируется на данных Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы и др. В статье установлено, что соблюдение прав и обязанностей налогоплательщиков определяется уровнем налоговой культуры. Вся совокупность юридических и физических лиц подразделена на четыре группы налогового поведения. В статье выделены модели поведения налогоплательщиков и факторы, объясняющие оппортунизм при взаимодействии с налоговыми органами. Предложен комплекс мероприятий в зависимости от группы и модели поведения налогоплательщиков по повышению налоговой культуры юридических и физических лиц. Сделан вывод о том, что в настоящее время ключевая задача органов власти и управления для повышения налоговой культуры – сформировать доверие населения и бизнеса государству, в том числе налоговым органам. Результаты исследования могут быть учтены органами власти в рамках совершенствования налоговой политики, а также будут полезны специалистам и научному сообществу, занимающимся вопросами повышения налоговой культуры в обществе и экономике
Ключевые слова
налоговое поведение, налоговая культура, модели поведения налогоплательщиков, группы налогоплательщиков, обязанности и права налогоплательщиков