Время наряду с финансовыми средствами, собственным человеческим капиталом родителей, их трудовыми затратами выступает ключевым ресурсом формирования человеческого капитала детей. Анализ временных затрат на родительский труд может считаться единственным инструментом, позволяющим судить о его содержательной стороне, что обусловливает актуальность исследований данной проблемы. Цель статьи заключается в анализе временных ресурсов родителей на воспитание детей, характера и частоты совместного времяпрепровождения, а также факторов, оказывающих наиболее заметное влияние на величину временных затрат. Информационной базой выступили данные анкетирования и фокус-групповых исследований родителей детей в возрасте от 3 до 17 лет, проведенных на территории Вологодской области в 2018 и 2019 гг. Согласно результатам фокус-групп временной ресурс всеми родителями признается значимым в процессе воспитания ребенка. Однако существует противоречие между зарабатыванием денежных средств и временем на общение с ребенком. О достаточности временного ресурса чаще высказывались родители из сельской местности, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, работающие родители с гибким графиком, пенсионеры или ухаживающие за ребенком-инвалидом родители, тогда как в его нехватке в основном признавались мужчины и жители крупных городов. Анкетирование родителей детей в возрасте 3–17 лет показало, что в среднем в будние дни родители уделяют детям 4,7 часа в день, в выходные – 8,9 часа. При этом наибольшее количество часов в любые дни недели затрачивается на детей дошкольного возраста. Максимальные временные затраты на общение с ребенком характерны для женщин (матерей), полных семей с одним ребенком, семей, находящихся за чертой бедности, учащихся матерей или отцов, вовлеченных в частную предпринимательскую деятельность. Выявлены различия во временных затратах на детей и видах совместного времяпрепровождения родителей с ними в будние и выходные дни
Ключевые слова
вологодская область, дети, родители, временной ресурс, временные затраты