В исследовании показаны важность и опасность рисков заимствования любых зарубежных управленческих систем, отмечено влияние этих рисков на эффективность их работы. Целью статьи является анализ соответствия российской социально-политической реальности необходимым требованиям для эффективной работы института сити-менеджмента. Для реализации цели дан краткий анализ исторических предпосылок возникновения сити-менеджмента в США, основываясь на них, были выведены два фундаментальных требования, соответствие которым повышает шансы продуктивной работы сити-менеджеров: высокая гражданская активность населения и развитые горизонтальные связи между гражданами. Авторы анализируют соответствие российской городской реальности указанным требованиям и приходят к выводу о том, что несоответствие предложенным требованиям, необходимым для имплементации института сити-менеджмента, может привести к деформации системы взаимодействия муниципальной власти и городского населения. Рассмотрена патерналистская концепция взаимодействия населения и власти, сделан вывод о том, что коммуникация власти и населения реализуется в рамках модели «патронаж-клиентела». Из-за несоответствия российской модели взаимодействия власти и народа описанным выше требованиям высока вероятность трансформации института сити-менеджмента и приобретения им характеристик, которые в краткосрочной и среднесрочной перспективе могут оказать отрицательное влияние не только на работу органов муниципальной власти, но и на взаимодействие населения с властью. В выводе сформулированы два альтернативных пути преодоления указанной проблемы
Ключевые слова
муниципальное управление, социокультурные основания, муниципальная власть, городской совет, сити-менеджер, патернализм, властная вертикаль, сити-менеджмент