В фокусе статьи находятся российские профессионализированные организации общественных движений, которые ставят перед собой цель по улучшению городской среды. Авторы анализируют взаимодействия таких организаций с другими акторами, вовлеченными в формирование и пересмотр городской повестки и/или принятие политических решений о городском развитии, и задаются вопросом о том, как характер и исходы этих взаимодействий отражаются на деятельности активистов и определяют ее результативность. Отказываясь от традиционного подхода, когда организации общественных движений рассматриваются преимущественно как зависимые от властных структур и одновременно противопоставленные им, авторы настаивают на изучении укорененности усилий организованных групп активистов в сложном контексте взаимодействий с многочисленными стейкхолдерами – их «реляционных полях». Опираясь на материалы полуформализованных интервью с представителями двух организаций общественных движений в Санкт-Петербурге, задействованных в разработке и продвижении городских инфраструктурных проектов, и неформализованных наблюдений на мероприятиях этих групп, авторы анализируют формы и барьеры взаимодействия активистов не только с политическими элитами, но и с представителями бизнеса, других гражданских инициатив и широкой общественности, а также обсуждают институциональные рамки такого взаимодействия. Они демонстрируют выигрыши и издержки различных форматов коммуникации активистов с ключевыми городскими акторами (информирование, консультирование, партнерство и пр.) и заключают, что свойства реляционных полей, в которых сегодня действуют изученные организации общественных движений, препятствуют реализации крупномасштабных инфраструктурных инициатив, но открывают возможности для локальных ситуативных побед
Ключевые слова
городское пространство, качество городской среды, активисты, организации социальных движений, городские власти, реляционные поля