В статье обсуждается актуальная социологическая проблема взаимосвязи онтологических и гносеологических оснований в изучении социального пространства. Авторы обращают внимание на фрагментированность исследований интернет-пространства и ставят перед собой цель проанализировать трансформацию научных подходов к проблеме социального пространства в процессе осмысления новой онтологии интернет-пространства. Обобщаются сложившиеся в классической и современной социологии методологические принципы изучения социального пространства и оценивается их релевантность применительно к описанию структуры интернет-пространства. К ним авторы относят: понимание пространства как сетевого взаимодействия индивидов, описание границ пространства через тематизацию социальных смыслов, гетерогенный характер пространства, обусловленный, прежде всего, неравномерным распределением в нем различных форм культурного и социального капиталов, его двойственная объективно-субъективная природа, формирование новых проектных форм социальной идентичности. Авторы отмечают, что современное интернет-пространство порождает исследовательские вызовы, обусловленные новой онтологией взаимодействия в пространстве онлайн социальных сетей: изменение соотношения публичного и приватного пространства; противоречия в идентификационных и презентационных практиках; рекурсивный характер формирования сетевых структур; возникновение гибридных субъектов коммуникации в онлайн социальных сетях, формирующих новые коммуникативные конфигурации. Делают вывод о том, что основными векторами, определяющими перспективы дальнейших исследований интернет-пространства, выступают: разработка новых инструментов для выявления и классификации групп и «сетевых сгущений» в виртуальном пространстве; расширение спектра методов анализа интернет-пространства в социологии (Big Data, сетевое картирование, математическое и лингвистическое моделирование, семантический сетевой анализ и др.); разработка теоретических и методологических подходов к анализу симбиотических по своей природе сетевых структур социального интернет-пространства
Ключевые слова
социальное пространство, сетевое общество, онлайн социальные сети, интернет-пространство, виртуальное пространство, социальная онтология, социальные боты