В настоящее время в системе образования особую важность приобретает организация процесса адаптации, которая должна в идеале создать условия для трансформации учителей-консерваторов в новаторов и предотвратить трансформацию учителей-новаторов в консерваторов. Однако методологические основы оценки адаптации учительства как особой профессиональной общности в науке так и не были сформулированы. Цель исследования – поиск и уточнение методики оценки адаптационного потенциала, которая определяет готовность профессиональной группы к работе в изменяющихся условиях среды. Уточнено определение адаптации учителей как процесса использования определенных ресурсов развития для формирования образа успешного в профессиональном плане педагога. В рамках обобщения научной традиции выделены два подхода к оценке результативности и эффективности социальной адаптации: психологический (основан на применении тестового инструментария и проведении лабораторных опытов); социологический (основан на применении социологического инструментария и обобщении первичных данных с помощью индексного метода). Автором проведена операционализация понятия «адаптационный потенциал» и на основании методологического подхода Е.М. Авраамовой уточнена пошаговая методика его оценки для представителей учительского сообщества: от сбора социологических данных о наличии тех или иных адаптационных ресурсов до определения групп адаптантов с сильным, средним и слабым уровнем адаптационного потенциала. Применение методики оценки адаптационного потенциала учителей позволит определить, насколько педагогические работники школ (все и отдельные категории учительского сообщества) готовы к турбулентной образовательной политике, проводимой государством. Методика будет апробирована на данных четвертой волны мониторинга экономического положения и социального самочувствия учителей общеобразовательных школ Вологодской области. Результаты исследования могут быть использованы в научной и проектной деятельности, а также в практике управления образованием
Ключевые слова
методика, адаптация, образовательная среда, индекс, адаптационный потенциал, адаптационные ресурсы, изменяющиеся условия