Ускорение применения дистанционных форм образования на всех уровнях системы, инициированное противоэпидемиологическими мероприятиями 2020 года, вызвало противоречивый отклик в академической среде. Одни исследователи прогнозируют институционализацию трансформации высшего образования до уровня массовых онлайн-университетов, пропагандируют экономические выгоды от уменьшения контактной работы преподавателей. Другие пытаются выяснить пределы допустимости исключения из функционала системы общения «лицом к лицу» между педагогами и обучаемыми. Дискуссии, не всегда подкрепленные данными актуальных социологических работ, усиливаются, поэтому нуждаются в последовательном осмыслении. Цель автора статьи – описать негативные эффекты от реализации установок на расширение онлайн-формата учебного взаимодействия и предложить варианты минимизации негативных экстерналий. Из материалов и методов ведущим избран метод обзора литературы из баз данных Scopus, Web of Science, РИНЦ и других. Для применения методологии анализа, синтеза использован сравнительный контент-анализ публикаций в российской и зарубежной специализирующейся на вопросах академических прав и свобод периодике. Обсуждение представленной темы выступает продолжением авторских исследований разных проявлений конфликта интересов в образовании. Результат анализа позволил сделать ряд предположений, основным среди которых стал тезис о том, что поспешность с масштабированием обретенного в период пандемии-2020 опыта цифровизации образования нанесет социальному институту непоправимую социокультурную травму. На перспективу автор расширит базу исследования, обосновывая индивидуальный подход к оценке сущности моральной экономики и ее аморальных проявлений в академической среде
Ключевые слова
цифровизация образования, онлайн-формат обучения, офлайн-формат обучения, массовизация университетского образования, проблемы дистанционного обучения