Цель исследования состоит в анализе особенностей образования в условиях глобальной пандемии и их восприятия молодежью. Рассматривается связь смыслового кризиса образования и новых форм обучения в глобальном и региональном (на примере современного российского общества) аспектах. Применение метода фокусированных интервью позволило прийти к выводу, что трансляция знаний посредством дистанционных форм сопровождается снижением целенаправленного регулирования в системе высшего образования в целом и актуализацией механизмов саморегуляции в студенческой среде в частности. Это, в свою очередь, ведет к потере качества обучения. Исторически в российском общественном сознании преобладала терминальная ценность образования. Социальные процессы, обусловленные глобализацией и временным переходом системы обучения и воспитания в онлайн-режим, усиливают инструментальную составляющую отношения к образованию в студенческой среде (самообразование, возможность выбора формата и содержания обучения, связанного зачастую с совмещением работы и учебы или досуга и учебы). При этом заметно возрастают недоверие к традиционной, аудиторно-контактной форме и стремление после окончания пандемии перейти на более практичную и удобную, с точки зрения молодежи, комбинированную форму. Научная новизна предлагаемой к рассмотрению статьи проявляется в новой типологии онлайн-образования, авторском определении онлайн-образования с акцентом на образующие его терминологический объем признаки и выдвижении имеющих практическое значение рекомендаций, позволяющих сохранить ценность классического образования через внедрение в него современных элементов онлайн-обучения. Предложены рекомендации, способные интегрировать онлайн и классическое образование без разрушения его качества и привычных практик молодежной социальности
Ключевые слова
качество образования, молодёжь, молодежь, онлайн-образование, глобальная пандемия, социальная регуляция, отношение к образованию, смысл образования