В статье представлен анализ пространственных, возрастных и гендерных различий в потреблении алкоголя населением страны. На базе данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения за 1994–2019 гг. выявлен резкий скачок удельного веса потреблявших алкоголь во всех типах населенных пунктов в 2006 году, обусловленный ростом платежеспособного спроса. Показано, что горожане употребляют водку чаще, но в меньших разовых порциях по сравнению с жителями других населенных пунктов. Потребление самогона выше в малых городах и селах, где его пьют чаще и в больших разовых порциях. Чем меньше населенный пункт, тем больше за рассматриваемый период вырос удельный вес женщин, употреблявших алкоголь (от 33,4% в городах до 49,6% в поселках городского типа и 54,7% на селе). Доля выпивающих мужчин в городе выросла на 7,0%, на селе – сократилась на 4,8%. Возрастные особенности потребления связаны с преобладанием потребления пива и вина среди молодежи 18–25 лет с постепенным ростом удельного веса водки и самогона по мере увеличения возраста. Отмечено снижение возраста первой пробы алкоголя в каждом последующем поколении. Показано, что молодежь 18–25 лет чаще употребляет алкогольные напитки на улице, в парках и барах, зачастую до еды и без еды, в то время как лица более старшего возраста – дома и/или в гостях и во время еды. Выявлены основные модели потребления алкоголя («на радостях» и «с горя») и их гендерные особенности в населенных пунктах разной людности. Полученные результаты могут служить основой для дифференциации мер борьбы с злоупотреблением алкоголя, нацеленных на различные социально-демографические группы населения
Ключевые слова
потребление алкоголя, удовлетворенность жизнью, возрастные группы, пространственные различия, гендерные различия