Актуальность исследования определена дисфункциями жилищного обеспечения детей-сирот, необходимостью поиска и разработки новых механизмов решения проблем жилищной депривации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цель исследования заключалась в анализе зарубежного опыта реализации программ жилищного обеспечения, определении возможности их адаптации в условиях Российской Федерации. Ключевым отличием представленного материала выступает компаративный анализ данных из информационных источников зарубежных государственных социальных служб и общественных организаций. Научная новизна исследования состоит в расширении контуров разработки моделей социальной поддержки детей-сирот, выхода за рамки патерналистского подхода. Результаты исследования показали возможности и ограничения реализации «Independent living programs» (программы самостоятельного проживания). Установлено, что концепции жилищной поддержки выпускников европейских стран отличаются высокой степенью вариативности, учитывают индивидуальные возможности (финансовые, социальные, профессиональные) молодых людей. В частности, в Норвегии («Josephine Stiftelsens») вариативность выбора решения проблемы жилищного обеспечения зависит от успешности социальной адаптации выпускников и включает в себя дифференцированные модели поддержки. Политика «открытых дверей» (программа «SOS Children's Villages», проводимая в 135 странах) предполагает создание «детских деревень» для проживания детей-сирот с возможностью их возврата в случае психологической или финансовой неготовности начать самостоятельную жизнь. Результаты исследования показали, что в странах Европы присутствует смещение акцента с решения жилищной проблемы на развитие адаптационных способностей и профессиональных траекторий детей-сирот как предиката снижения социальных и финансовых эксклюзий. В качестве направления будущих исследований авторы предлагают обратиться к сравнительному анализу траекторий взросления детей-сирот, а также стратегий достижения жизненного успеха в зависимости от модели постинтернатного сопровождения
Ключевые слова
социальная поддержка, дети-сироты, выпускники, жилищное обеспечение, самостоятельное проживание, программы поддержки, адаптационный потенциал выпускников, выпускники организаций для детей-сирот, постинтернатное сопровождение