В сфере образования происходит накопление критической массы интеллектуальных ресурсов для решения задач обеспечения суверенитета страны в условиях беспрецедентного санкционного давления Запада. Вместе с тем в ней сохраняется ряд структурных проблем, сложившихся в период реформирования системы образования (это и старение педагогических кадров, и недостаточная укомплектованность штатов общеобразовательных организаций, и рост учебной нагрузки в связи с увеличением наполняемости классов и т. д.). Обострилась также проблема трудоустройства выпускников профессионального образования в соответствии с полученной квалификацией. По данным Росстата, доля трудоустраивающихся по специальности педагогов составляет около 80%, что заметно ниже, чем в других социально важных сферах. Целью исследования является оценка мотивов выбора профессии и готовности выпускников педагогических направлений подготовки вузов и педколледжей к профессиональной деятельности по полученной специальности. Информационной базой исследования выступили данные Росстата, а также результаты пилотного опроса выпускников организаций высшего и среднего профессионального образования Вологодской области, обучающихся по педагогическим направлениям. Выявлены мотивы выбора профессии, оценена готовность выпускников к трудоустройству по профессии. Определены причины нежелания работать в школе, среди которых фигурируют низкий уровень заработной платы, боязнь работы в педагогическом коллективе и отсутствие профессионального призвания. Методом кластерного анализа выделены группы выпускников в зависимости от готовности к работе в школе и наличия разочарования в профессии во время обучения. Наибольший интерес представляют две группы. Первая – «готовые к работе в школе», имеющие положительные характеристики практически по всем критериям (выбор работы по призванию, желание работать с детьми и т. д.). Вторая группа – «не готовые к работе в школе», характеризующиеся лояльным отношением к профессии педагога. Представляется, что при условии дополнительной профориентационной работы с ними можно изменить их профессиональные планы в сторону выбора занятости по специальности. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы при разработке мероприятий в сфере профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях
Ключевые слова
призвание, профессия, готовность к работе по специальности, выпускники педагогических направлений подготовки, мотивы выбора профессии