В статье предпринята попытка проанализировать рефлексию местного населения, в частности молодых людей, на сформировавшиеся в обществе ориентиры, достигнутые результаты, проводимую политику властей. Понимание социокультурных особенностей социально-демографических групп населения важно для создания актуальной базы, которая может быть использована при формировании решений управленцами. В статье представлен анализ результатов мониторинга социокультурного развития Вологодской области, проведенного Вологодским научным центром РАН в 2008, 2010, 2012, 2015, 2019, 2020, 2021, 2023 гг. Целью исследования стал анализ трансформаций социокультурных характеристик молодежи региона. Показаны территориальная идентичность и миграционные настроения молодежи, ее социальное окружение, основные ориентиры и характеристики активности. Подробно рассмотрена трансформация ценностной структуры этой группы в 2008 и 2023 гг. Определены различия между группами молодых людей в возрасте 18–24 и 25–35 лет в отношении поддержки базовых терминальных и инструментальных ценностей. Молодые люди показывают значительную приверженность малой родине и региону проживания, что проявляется в их гражданской активности; демонстрируют культурную активность, чаще всего находят взаимопонимание среди своих родных. Ценностная структура молодежи изменчива. Она трансформировалась в течение 16-летних наблюдений, причем изменения были разнонаправленными: снизилась традиционная ценность семьи, но повысилась значимость традиции как таковой. Среди универсальных общечеловеческих ценностей выросла значимость благополучия, но снизилась ценность работы. В рамках посттрадиционных ценностей жизнь человека устойчиво определяется как интегрирующее ядро, в то же время снижается ценность инициативности. Практическая значимость определяется возможностью использования актуальных данных о региональной молодежи в создании инструментов молодежной политики
Ключевые слова
социокультурные характеристики, молодежь, идентичность, ценностные ориентации, социальное окружение, отношение к региону, региональное сообщество