В настоящее время сформировался обширный комплекс проблем социально-экономического характера, требующих оперативного решения и сглаживания последствий их проявления, поэтому особо значимую роль приобретают социальные инновации как инструмент государственной социальной политики. Ввиду ограниченности ресурсов, необходимости повышения эффективности расходования бюджетных средств органы государственной власти и управления не могут в одностороннем порядке эффективно решать возникающие проблемы. Поэтому назрела необходимость развития института частно-государственного партнерства при реализации социальных инновационных проектов и программ. В связи с возрастающим интересом к социальным инновациям как к одному из инструментов сглаживания последствий неравенства населения, разработке и внедрению разнородных социальных инновационных проектов и программ возникает необходимость в их анализе и оценке. В статье предложена методика сравнительного анализа социальных инновационных проектов, в которой использованы количественные и качественные показатели, что позволило создать предпосылки к оценке социальных инноваций с большей долей объективности. Обоснована необходимость обращения к субъективным оценкам целевой аудитории конкретного социального инновационного проекта с помощью опросов непосредственных участников проекта. Разработан индекс, позволяющий сопоставлять конкретные социальные инновационные проекты и программы, а также отслеживать в динамике корректировку уже реализующихся социальных инновационных проектов. В ходе разработки индекса были учтены следующие критерии социальных инновационных проектов и программ:
степень новизны проекта; степень диффузии результатов проекта; новизна и актуальность проекта; практическая значимость проекта; квалификация команды и уровень реализации социального инновационного проекта (программы); масштаб внедрения проекта; масштаб возможности реализации результатов проекта; востребованность продолжения проекта; удовлетворенность участием в проекте; воздействие на социально-психологический климат целевой аудитории; социальная сплоченность и эффект синергии
Ключевые слова
социальные инновации, методика оценки социальных инноваций, критерии оценки социальных инноваций, социальные инновационные проекты, социальные инновационные программы