Электоральное поведение – наиболее популярная форма участия граждан в политической жизни страны. Это связано, прежде всего, с тем, что голосование является более традиционным видом поведения гражданина, чем, например, участие в деятельности политических партий, участие в митингах, забастовках и т. д. Однако на сегодняшний день электоральное поведение остается одной из самых мало изученных областей политической социологии, наблюдается дефицит в методологических обобщениях и методических приемах социологического анализа. Поэтому исследования данного вопроса требуют тщательной теоретико-методологической проработки. Целью исследования, результаты которого представлены в статье, выступил анализ основных теоретико-методологических подходов к изучению электорального поведения. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. В зарубежной науке сложилось три подхода к исследованию электорального поведения: социологический, социально-психологический (теория партийной идентификации) и теория рационального выбора. Российские исследования основываются на теоретико-методологической базе, разработанной зарубежными учеными, и посвящены таким аспектам электорального поведения, как факторы поведения избирателей, механизмы воздействия на электоральную активность, в том числе способы манипулирования общественным сознанием, феномен электорального доверия, особенности электорального поведения молодежи. Также предпринимались попытки определения степени применимости зарубежных теорий к российским реалиям. По мнению автора, в силу ограниченности существующих теорий доминирующим при изучении электорального поведения должен быть комплексный подход
Ключевые слова
мониторинг общественного мнения, теоретико-методологические подходы, электоральное поведение, социологический подход, теория партийной идентификации, теория рационального выбора