В статье рассматривается система психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса на примере Научно-образовательного центра ФГБУН ВолНЦ РАН. Автор рассматривает актуальность данной темы, а также анализирует научные подходы ученых-исследователей Г. Бардиера, Л.М. Шипициной, Э.М. Александровской, М.Р. Битяновой к определению понятия «психологическое сопровождение». В публикации раскрыты ключевые особенности психолого-педагогического сопровождения как процесса, направленного на развитие самопознания и личностный рост его участников. Далее в статье представлен практический опыт работы Научно-образовательного центра ФГБУН ВолНЦ РАН в г. Вологде. Для подготовки высококвалифицированных кадров в сфере социально-экономического развития и управления в Научно-образовательном центре ФГБУН ВолНЦ РАН с 2003 года реализуется идея интеграции научного знания и образования через организацию целевой подготовки научных кадров в сфере экономики, управления и информационных технологий по цепочке «школа – вуз – академическая аспирантура – профессиональная научная деятельность». На сегодняшний день в Научно-образовательном центре функционируют подсистема основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования детей, включающая в себя организацию и проведение занятий по экономике, математике, информатике и Экономическую интернет-школу, академическая аспирантура. С сентября 2017 года в данной цепочке планируется создание еще одного звена – академической магистратуры. Соответственно, для того чтобы выстроить и осуществить полный образовательный процесс, позволяющий полноценно формировать и развивать личностный потенциал обучающегося на всех ступенях обучения, необходимо построить комплексную, продуктивную, адекватную систему. В Научно-образовательном центре ФГБУН ВолНЦ РАН эту функцию берет на себя группа психолого-педагогического сопровождения, основной миссией которой является обеспечение личностно-ориентированного, развивающего характера образования. Автор излагает задачи группы психолого-педагогического сопровождения Научно-образовательного центра ФГБУН ВолНЦ РАН, схематично представляет основные направления деятельности модели сопровождения с каждым из участников образовательного процесса и раскрывает их содержание, анализирует дальнейшие перспективы развития и совершенствования модели. Опыт организации психолого-педагогического сопровождения в Научно-образовательном центре ФГБУН ВолНЦ РАН может быть полезен специалистам образовательной и научной сферы
Ключевые слова
научно-образовательный центр, психолого-педагогическое сопровождение, психологическая поддержка, модель психолого-педагогического сопровождения