Учительство как социально-профессиональная группа исторически является одной из наиболее социально уязвимых категорий населения России. Усиливающиеся процессы глобализации и информатизации, а также изменение социально-экономических условий напрямую сказываются на положении педагогов. С другой стороны, учитель является активным субъектом образовательного процесса и играет существенную роль в формировании знаниевой базы, мировоззрения и ценностных ориентиров молодого поколения. Поэтому особенно важным представляется исследование социального положения педагогов, поскольку оно в значительной мере влияет на их социальное самочувствие и самореализацию в трудовой деятельности, а следовательно, и на результаты обучения в целом. Целью настоящей статьи является рассмотрение социального статуса педагогов в современном российском обществе в сравнении со статусом учителей в зарубежных странах. На основании социально-стратификационного подхода автор анализирует экономический, социально-профессиональный, трудовой и властный компоненты статуса российского педагога, что позволяет комплексно подойти к изучаемой проблеме. Установлено, что в отличие от зарубежных коллег у российских учителей нагрузка выше, однако их труд является менее оплачиваемым. Причем величина заработной платы существенно различается и по регионам России. По уровню образования и квалификации российские педагоги не уступают зарубежным коллегам. В то же время 54% директоров школ отмечают дефицит квалифицированных учителей. Кроме того, уровень участия педагогов России в управлении школой достаточно невысок, при этом около 70% не отмечают расширения возможностей для данного вида деятельности. Однако российские учителя более активны в профессиональном развитии, чем педагоги стран ОЭСР (93 против 86%). Рост нагрузки в работе отечественных учителей сопровождается увеличением объемов отчетности, что существенно мешает выполнению прямых обязанностей. Эта ситуация в случае отсутствия соответствующего вознаграждения за труд ставит российских педагогов перед угрозой прекариатизации. Данные проблемы в совокупности с невысокими престижем и привлекательностью профессии учителя в обществе приводят к снижению социального статуса педагога в целом. В заключение производится осмысление положения учителя в российском обществе и предлагаются некоторые направления его повышения
Ключевые слова
социальный статус, престиж профессии, учитель, экономический статус, социально-профессиональный статус, трудовой статус, властный статус