Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
21:0919.06.201806.2018с 01.01.2018
Просмотры53 (46*)8745616
Посетители19 (27*)5163522
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Социально-экономические исследования"

Благотворительная деятельность бизнеса: от истоков к современности

Копытова Е.Д.

№2 (14), 2018

Копытова Е.Д. Благотворительная деятельность бизнеса: от истоков к современности // Социальное пространство. 2018. № 2 (14). DOI: 10.15838/sa.2018.2.14.6

DOI: 10.15838/sa.2018.2.14.6

Такое явление, как благотворительность, существует с давних времен и в значительной мере характеризует любое общество и государство, их экономическое, социальное, духовно-нравственное состояние, степень зрелости гражданского общества. На современном этапе социально-экономического развития России, характеризующемся недостатком ресурсов для решения важных стратегических задач, помощь со стороны бизнес-структур приобретает особую актуальность. В связи с этим данная статья нацелена на изучение благотворительной деятельности хозяйствующих субъектов в ретроспективе, учет ее исторических предпосылок и анализ данной деятельности, складывающейся в настоящее время. Представлен генезис развития благотворительности в России, показаны ее отличительные черты. На основе обобщения работ отечественных и зарубежных ученых систематизированы определения данной категории с использованием институционального и функционального подходов. Определены основные институциональные признаки, цели и функции благотворительной деятельности. Проанализированы результаты мирового рейтинга частной благотворительности за 2010–2017 гг., ежегодно публикуемого Британским благотворительным фондом CAF. Лидирующие позиции в данном рейтинге стабильно занимают Новая Зеландия, США, Австралия, Канада, Ирландия. Россия в 2017 году заняла 124 место, ежегодно улучшая свои позиции. Среди основных причин низкого уровня благотворительной деятельности в нашей стране можно назвать ее разовый характер и несовершенство институциональной среды. Установлено, что только крупные хозяйствующие субъекты могут позволить себе участие в развитии качества жизни населения. Проведен анализ реализации благотворительных проектов и программ крупнейших хозяйствующих субъектов Вологодской области. Выявлены проблемы, возникающие на пути развития благотворительной деятельности, рассмотрены вопросы мотивации, взаимоотношений дарителя и дарополучателя, на основании чего определены ключевые предпосылки ее развития и приоритетные направления поддержки данной сферы. В работе использовались общенаучные методы исследования (логический, системный подходы, структурно-функциональный анализ, метод обобщения), статистические (группировки, выборки, сравнения и обобщения), а также графические и табличные приемы визуализации данных. Информационной базой исследования явились работы российских и зарубежных ученых, практиков и специалистов в сфере благотворительной деятельности хозяйствующих субъектов, данные официальных сайтов информационно-аналитических агентств

Ключевые слова

бизнес; благотворительность; меценатство; социальные проекты; фандрейзинг; взаимодействие власти; бизнеса и общества

Полная версия статьи