Статья посвящена вопросу формирования исследовательской компетенции у школьников в условиях современной системы образования. Целью работы является систематизация методических рекомендаций по формированию исследовательской компетенции путем обобщения педагогического опыта Научно-образовательного центра Вологодского научного центра Российской академии наук. Представлен краткий обзор концептуальных основ компетентностного подхода, обозначено мнение ряда ученых, занимающихся исследованиями в данной области, изложены базовые принципы и ключевые понятия подхода, определено понимание и взаимосвязь «компетентности» и «компетенции», сделан обзор научных теоретико-методологических подходов к определению исследовательской компетенции. На основе анализа содержания подходов сделан вывод о том, что она представляет собой совокупность знаний, способностей, навыков и опыта в проведении исследования, получении определенного нового знания, нового интеллектуального продукта, создании нового проекта, нового решения проблемы, качества и умения, которые человек должен проявлять в проведении эффективного исследования любого вопроса. Многолетняя образовательная практика Научно-образовательного центра по развитию исследовательской компетенции школьников позволила выработать уникальную модель работы в этом направлении, которая включает в себя разнообразные формы работы с обучающимися Научно-образовательного центра и педагогические технологии, качественная реализация которых способствует достижению результатов в области научно-исследовательской деятельности. В заключительной части статьи сформулированы методические рекомендации по формированию исследовательской компетенции, сделаны выводы и определены дальнейшие перспективы совершенствования модели развития исследовательской компетенции в рамках образовательного процесса Научно-образовательного центра
Ключевые слова
научно-образовательный центр, компетентностный подход, проблемное обучение, исследовательская компетенция, развивающее обучение, критическое мышление