Сокращение численности детского населения России выступает ключевым вызовом на пути социально-экономического развития страны, поскольку данная категория формирует «базис» человеческого потенциала всего населения. Помимо проблемы количественных потерь детского населения отмечается ухудшение его качественных характеристик, в частности потенциала здоровья. В связи с этим приобретают большую актуальность вопросы оценки состояния человеческого потенциала детей. Целью данной статьи стал анализ теоретико-методологических подходов к исследованию человеческого потенциала детского населения, а также разработка авторского взгляда на его изучение. В работе использовался комплексный подход, объединяющий в себе принципы деятельностного и адаптационного подходов, определивших обоснованность рассмотрения сформированности и развития человеческого потенциала детей с учетом возрастных особенностей. Авторами разработана индексная методика оценки сформированности человеческого потенциала детского населения, опирающаяся на расчет интегрального показателя по трем субиндексам: здоровья, интеллектуального и социокультурного развития. Методика базируется на данных социологического опроса родителей, проведенного в 2018 году на территории Вологодской области среди домохозяйств, имеющих детей в возрасте от 3 до 17 лет. Установлено, что показатели развития человеческого потенциала детского населения имеют высокий уровень (индекс составляет 0,792 при интервале от 0,2 до 1). Наиболее сформированным компонентом является здоровье (субиндекс здоровья – 0,816), что свидетельствует о нормальном развитии навыков здоровьесбережения большинства детей в соответствии с возрастными нормами. Субиндекс социокультурного развития, характеризующий сформированность навыков этикета, общения, волевых, бытовых, морально-этических навыков, составил 0,789. Субиндекс интеллектуального развития незначительно ниже – 0,783, он характеризует соответствие развития возрастным нормам внимания, памяти, воображения, мышления. Наиболее сформированный в соответствии с возрастными нормами человеческий потенциал характерен для детей младшего школьного возраста (0,804), относительно наименее – для детей среднего школьного возраста (0,782). На дальнейших этапах исследования запланированы изучение воспитательного воздействия на формирование человеческого потенциала детского населения и разработка инструментов его повышения
Ключевые слова
здоровье, социокультурное развитие, человеческий потенциал детского населения, деятельностный подход, индексная методика, интеллектуальное развитие