Статья посвящена проблематике вклада межпоколенной социальной мобильности в воспроизводство профессиональной группы педагогов, в частности, «региональным» профессиональным династиям как подгруппе с особенными характеристиками и как ресурсу, который может способствовать перспективному развитию территорий, где семьями и поколениями проживают и трудятся высококвалифицированные специалисты. Династии являются важной составляющей любой профессиональной группы, ресурсом развития сообществ, а также фактором, оказывающим воздействие на внешнее для них окружение. В качестве эмпирической базы использовался текст сборника, в котором представлены описания педагогических династий, преподававших в одном городе. Данный текст имеет ряд особенностей: отсутствие строгих критериев отнесения к «династиям» с точки зрения структуры и сферы педагогического труда, построение описания в исторической последовательности, сосредоточение описания династий на тех представителях, которые трудились и внесли существенный вклад в формирование института образования именно в данном городе. Одним из контекстов, в котором представлены региональные педагогические династии, является вклад в формирование местного профессионального сообщества (от конкретных образовательных учреждений до всего кадрового состава региона). Другим контекстом является вклад профессионального сообщества в территориальный рынок рабочей силы. В целом представители династий позиционируются как подвижники, самостоятельно принимающие на себя расширенные социальные и профессиональные обязательства, активно участвующие и преуспевающие в решении наиболее актуальных проблем, которые стоят перед городом и его жителями. Региональная укорененность дает династиям возможность стать своего рода центрами роста, образования и развития нового на конкретной территории
Ключевые слова
социальная мобильность, учитель, социология профессий, воспитатель, династия