Статья посвящена обсуждению проблематики повышения финансовой грамотности детей и подростков в рамках системы образования. По инициативе Минфина РФ в 2015 году в школах пяти регионов России были запущены пилотные образовательные программы по финансовой грамотности. В 2016–2017 гг. обучение – вначале факультативное, а впоследствии в рамках уроков по обществознанию – охватило все регионы страны. Это означает, что формирование основ финансовой грамотности и культуры экономического мышления у школьников признается органами власти весомым элементом успешной адаптации человека к современным экономическим условиям. В данном контексте целью статьи является обоснование актуальности включения в образовательный процесс деятельности по повышению финансовой грамотности школьников, в том числе в рамках системы дополнительного образования. Обозначена полемика по вопросу влияния финансового образования на уровень финансовых знаний и навыков школьников. Изложены основные предпосылки, доказывающие необходимость проведения занятий по финансовой грамотности для детей и подростков на базе образовательных учреждений различного уровня. Проведен обзор международной и отечественной практики интеграции финансового образования в школьную учебную программу. Представлен авторский элективный курс «Финансовая грамотность для 5–7 классов», реализуемый в рамках системы дополнительного образования на базе академической структуры – Научно-образовательного центра Вологодского научного центра Российской академии наук. В рамках дальнейшей работы в целях совершенствования образовательного процесса планируется провести ревизию курса с учетом изменений в финансовой сфере и новых веяний в образовании. Материалы статьи могут быть полезны как педагогам средней школы, так и исследователям, занимающимся изучением проблем финансовой грамотности населения
Ключевые слова
научно-образовательный центр, финансовая грамотность, элективный курс, финансовое образование