Важным элементом социального пространства являются субъекты малого предпринимательства. Их функционирование и развитие обеспечивает удовлетворение потребностей национального хозяйства, диверсификацию экономики на федеральном, региональном и муниципальном уровне, эффективное использование имеющихся ресурсов региона, удовлетворение локального потребительского спроса, развитие конкурентной среды в экономике региона и др. Помимо этого деятельность сектора малого предпринимательства оказывает влияние и на благосостояние и уровень жизни населения. Для осуществления управленческого воздействия на процессы функционирования субъектов малого предпринимательства с целью развития социально-экономической системы государственными органами создана соответствующая нормативно-правовая база, регламентирующая условия деятельности исследуемого сектора экономики. Возникающие при этом экономические отношения между представителями бизнеса и власти (административный климат) играют важную роль в достижении запланированного результата государственного управления, что определяет важность их исследования и контроля. Поэтому цель данной статьи заключается в определении основных тенденций изменения состояния административного климата функционирования малого предпринимательства, которые позволят обозначить направления управленческого воздействия, необходимого для формирования благоприятных условий развития исследуемого сектора экономики. Для достижения поставленной цели на материалах Вологодской области были проанализированы тенденции основных показателей функционирования малого предпринимательства, на основе результатов социологического опроса предпринимателей описано состояние и основные тренды изменений административного климата на территории региона, а также определены перспективные направления государственного управленческого воздействия, необходимого для формирования благоприятных условий для развития малого предпринимательства. Разработка системы мероприятий по данным направлениям будет способствовать развитию сектора малого бизнеса и формированию эффективной модели взаимодействия субъектов малого предпринимательства и органов государственной власти, что, в свою очередь, приведет к повышению уровня социально-экономического развития как отдельного субъекта РФ, так и страны в целом. Материалы статьи могут быть использованы для определения федеральными и региональными органами власти и управления дальнейшей стратегии развития предпринимательского сектора экономики
Ключевые слова
малый бизнес, малое предпринимательство, регионы, тенденции и проблемы, административный климат, направления государственного управленческого воздействия