Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
26.12.202412.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Социально-экономические исследования"

Формирование человеческого и социального капитала в ходе родительского труда: сходства и различия процесса, затрат и результатов

Южакова Э.В., Багирова А.П.

№4 (21), 2019

Южакова Э.В., Багирова А.П. Формирование человеческого и социального капитала в ходе родительского труда: сходства и различия процесса, затрат и результатов // Социальное пространство. 2019. № 4 (21). URL: http://socialarea-journal.ru/article/28315 DOI: 10.15838/sa.2019.4.21.3

DOI: 10.15838/sa.2019.4.21.3

В статье описывается подход к семье как институту, который в процессе реализации родительского труда выполняет важную для социально-экономического развития страны функцию – формирование человеческого и социального капитала молодого поколения. Новизна исследования заключается в том, что социальный капитал впервые рассматривается как капитал личности, формирующийся в том числе и в процессе родительского труда. Авторы обобщают существующие точки зрения по вопросу соотношения данных видов капитала между собой. В результате теоретического анализа выявляются сходства и различия человеческого и социального вида капитала личности. К сходствам авторы относят направленность использования двух видов капитала, изменение их величины под воздействием определенных факторов, возобновляемость и способность к накоплению. Различия человеческого и социального вида капитала зафиксированы в сфере их проявления, формах существования и возможностях измерения. Показывается, что вклад семьи в формирование человеческого капитала личности ребенка осуществляется в процессе реализации ее социализирующей функции, а формирование социального капитала детей в семье происходит посредством реализации ее воспитательной функции и функции социального контроля. Авторы обосновывают, что формирование человеческого и социального капитала в семье происходит через инвестиции в него. В структуру затрат родителей на формирование человеческого капитала детей включаются прямые материальные и трудовые затраты родителей, а социального – трудовые и косвенные материальные затраты родителей. Авторы выделяют эффекты от разного рода инвестиций родителей в человеческий и социальный капитал детей, которые существуют на уровне семьи, трудовой организации и общества в целом. Обосновывается, что некоторые эффекты являются очевидным результатом инвестиций в человеческий капитал и косвенным результатом инвестиций в социальный капитал, и наоборот

Ключевые слова

человеческий капитал, социальный капитал, формирование человеческого капитала, формирование социального капитала, институт семьи, родительский труд

Полная версия статьи