Деятельность органов власти, направленная на повышение финансовой грамотности населения России, была инициирована в 2009 году Президентом В.В. Путиным. На сегодняшний день накоплен большой опыт разработки различных программ финансового просвещения. Для дальнейшего эффективного развития в данном направлении необходим всесторонний анализ сделанного. В рамках данной статьи представлен обзор опыта работы по повышению финансовой грамотности дошкольников. Цель – выявление перспективных образовательных практик и наиболее сложных моментов при работе с дошкольниками в целом и с детьми с ограниченными возможностями здоровья в частности. Для достижения поставленной цели были решены две взаимосвязанные задачи: анализ опыта финансового просвещения дошкольников, наработанного в России и за рубежом, разработка подхода к адаптации образовательных программ по повышению финансовой грамотности для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Анализ публикаций российских и иностранных ученых позволил выделить ряд важных аспектов в изучении финансового просвещения детей дошкольного возраста: приоритет практических разработок перед теоретическим осмыслением; выбор тематики занятий; выбор адекватных форм проведения занятий; обеспечение инклюзивности подобных программ; оценка эффективности программ с точки зрения не только приобретения финансовых знаний, но и влияния их на финансовое поведение в будущем. В статье представлен опыт Регионального центра финансовой грамотности по Волгоградской области по разработке и масштабированию образовательного курса для дошкольников «Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей». Данный курс создан для детей, развитие которых соответствует возрастным нормам. При работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с задержкой психоречевого развития, требуется его адаптация. Для успешной реализации курса необходимо следующее: увеличить срок освоения программы, разработать варианты использования сюжетно-ролевых игр, сказок и различных элементов театра, ввести фрагменты курса в содержание других занятий дошкольников (математика, лексическая тема и др.), предусмотреть блок «домашних заданий» для совместной деятельности родителей с детьми. Вопросы обеспечения инклюзивности при повышении финансовой грамотности дошкольников мало изучены и слабо проработаны. Оно с учетом сложности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья очень необходимо. Наиболее перспективными, по нашему мнению, являются исследования, направленные на изучение взаимосвязи реализации раннего финансового просвещения и характеристик финансового поведения во взрослой жизни
Ключевые слова
финансовая грамотность, финансовое поведение, финансовое образование, финансовое просвещение, дошкольники