В настоящее время одним из главных национальных приоритетов Российской Федерации является научно-технологический прорыв страны. Несмотря на свою важность во все времена, знания, технологии и инновации становятся факторами роста экономики и благосостояния. Эти вопросы рассмотрены в работах российских ученых-экономистов: В.В. Ивантера, В.Л. Макарова, В.А. Мау, Л.Э. Миндели, И.В. Соболевой и др. Разработаны стратегические документы, цель которых – создание условий для развития общества знаний и накопления человеческого капитала. В утвержденной в июле 2017 года Правительством РФ программе «Цифровая экономика Российской Федерации» поставлена задача к 2024 году ежегодно выпускать более 800 тысяч специалистов с базовыми компетенциями в области цифровой экономики. В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена задача обеспечить прорыв в области экономики и социальной сферы. В связи с этим особое значение придается ускоренному созданию и использованию современных отечественных технологий, в т. ч. в сфере образования. Статья посвящена исследованию содержания, подходов к определению понятий «образовательная среда», «цифровая образовательная среда», исследованию структуры цифровой образовательной среды. Представлен опыт организации цифровой образовательной среды на примере Научно-образовательного центра Вологодского научного центра Российской академии наук; выявлены тенденции ее развития в условиях формирования цифровой экономики. В статье использовались методы сравнительного анализа, обобщения, синтеза. Результаты работы могут быть использованы учреждениями общего и высшего образования при разработке инструментов цифровой образовательной среды и их внедрении в учебный процесс
Ключевые слова
непрерывное образование, цифровая экономика, цифровая образовательная среда, цифровизация образования, кадры для цифровой экономики