Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
04.10.202410.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Социально-экономические исследования"

Концепция цифрового социально-адаптационного участия в исследовании цифровизации социальных услуг

Гасумова С.Е., Старшинова А.В.

Том 8, №2, 2022

Гасумова С.Е., Старшинова А.В. Концепция цифрового социально-адаптационного участия в исследовании цифровизации социальных услуг // Социальное пространство. Т. 8. № 2. DOI: 10.15838/sa.2022.2.34.3 URL: http://socialarea-journal.ru/article/29291

DOI: 10.15838/sa.2022.2.34.3

Активно развивающийся в России процесс цифровизации социальных услуг формирует потребность в разработке методологического подхода к его научному анализу, что и стало целью нашего исследования. Опираясь на идеи сетевого подхода в социологии (М. Кастельс, Дж. Уирри, М. Маклюэн и др.), сформировавшегося в его рамках анализа социальных сетей (B. Wellman, Г.В. Градосельская, К.С. Губа, М.А. Сафонова), концепций силы слабых связей (М. Грановеттер), электронного участия (А.В. Чугунов, О.Г. Филатова, Ю.А. Кабанов, Г.О. Панфилов), социального инвестирования (A. Hemerjick, P. Marx, C.G. Nguen, J. Jenson и др.), модели общественного давления (P. Norris, C.P. Lee, K. Chang, F.S. Berry, V. Gel’man, A. Starodubtsev, А.В. Кынев и др.), цифрового капитала (О.И. Бородкина, В.А. Сибирев) и общинно-центрированного подхода к социальной работе в условиях COVID-19 (R. Truell, S. Crompton), мы предложили авторскую концепцию цифрового социально-адаптационного участия, основанную на идее осознанной, активной включенности индивидов и социальных групп в социальные сети в виртуальном пространстве, позволяющие акторам, применяя цифровые технологии, обмениваться информацией об эффективных способах решения социальных проблем, возникающих в их жизнедеятельности. На основе выделения структурных элементов цифрового социально-адаптационного участия (цифровые социальные услуги, цифровая компетентность и информированность клиентских групп, информационная открытость системы социальной защиты и социального обслуживания, система информирования населения, обучающая среда, техническая инфраструктура) введено понятие цифрового ресурсного потенциала как определенного объема интернет-ресурсов и цифровых сервисов по вопросам организации жизнедеятельности и решения возникающих социальных проблем, доступного целевым социальным группам, о котором они проинформированы и для использования которого у них достаточно цифровых компетенций; охарактеризованы уровни цифрового ресурсного потенциала (высокий, средний, низкий). Сформулированы принципы цифровизации социальных услуг

Ключевые слова

ресурсный потенциал, социальная сфера, информационное общество, цифровой капитал, цифровизация социальных услуг, трансформация российского общества, цифровые услуги

Полная версия статьи