Актуальность исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью развития в современных условиях социальной компетентности молодых людей 14–17 лет в сфере социальной политики российского государства с использованием ресурсов учебного предмета «Обществознание» и недостаточно эффективной реализацией этой задачи в современном обществоведческом образовании. Цель исследования предполагает определение представлений о социальной политике российского государства, формируемых в процессе изучения «Обществознания», участия в олимпиадах по данному предмету, и оценку уровня социальной компетентности современных школьников. Диагностика представлений о современной социальной политике российского государства осуществлялась с помощью формализованного анализа письменных работ учащихся 8–11 классов – участников отборочного этапа олимпиады по обществознанию. Научная новизна исследования заключается в осмыслении вопросов формирования/развития компетентного отношения молодежи к социальной политике с использованием ресурсов обществоведческого образования. Было установлено, что знания школьников в области социальной политики недостаточно глубоки и предметны. Участники олимпиады считают государство основным субъектом в осуществлении социальной политики. Социальная политика в работах предстает как объектно-ориентированная. Сильные стороны социальной политики российского государства характеризуются абстрактно, а суждения о ее негативных аспектах являются более определенными. Неравенство и бедность, проблемы управления социальной политикой занимают первые места в перечне слабых сторон. Молодежная политика, ее направления упоминаются редко. Эмоциональная составляющая в представлениях учащихся выражена достаточно явно; доминируют отрицательные оценки социальной политики. Практическая значимость исследования состоит в том, что материал статьи может быть интересен преподавателям обществознания. На основе полученных результатов могут быть определены возможности сотрудничества социологов и педагогов в проектировании образовательной среды, преподавании обществознания в школе с учетом современных вызовов, запросов молодых людей, заказа государства и ожиданий общества
Ключевые слова
социальная политика, социальная компетентность, участники олимпиады, обществознание, представления, когнитивный компонент, эмоционально-оценивающий компонент