Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
13.12.202412.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Социогуманитарные исследования"

Роль социального окружения в читательских практиках современного российского студенчества

Каргаполова Е.В., Суханова Е.Д., Дьякова В.В.

Том 10, №1, 2024

Каргаполова Е.В., Суханова Е.Д., Дьякова В.В. (2024). Роль социального окружения в читательских практиках современного российского студенчества // Социальное пространство. Т. 10. № 1. DOI: 10.15838/sa.2024.1.41.7 URL: http://socialarea-journal.ru/article/29915

DOI: 10.15838/sa.2024.1.41.7

Цель исследования – изучение роли социального окружения в формировании читательских практик современного российского студенчества. Эмпирической базой выступили данные социологического исследования в формате анкетирования, реализованного межвузовской исследовательской группой в 2022 году. Чтение посредством реализации сопровождающей и социализирующей функций занимает особое место в процессах саморазвития личности, культурного воспроизводства. Современные читательские тенденции, характеризующиеся диверсификацией, амбивалентностью отношения к чтению, диджитализацией, жанровым разнообразием, актуализируют необходимость междисциплинарного и узкодисциплинарного изучения влияния родителей и друзей на формирование и развитие читательских практик студенчества. Результаты исследования свидетельствуют, что у подавляющего большинства респондентов в детстве были развиты практики семейного чтения. Выявлено отсутствие прямой зависимости между показателями совместного с родителями чтения в детстве и удовлетворенностью объемом чтения во взрослом возрасте. Однако семейное чтение стимулирует читать больше или приводит в группу тех, кто понимает, что читает мало, но ему этого достаточно. Установлено, что студенты, позитивно воспринимающие практики семейного чтения, предпочитают книги на бумажном носителе, имеют домашнюю библиотеку, беседуют о новинках с близкими людьми, часто выбирают знакомство с художественной литературой как вариант досуга и в целом транслируют традиционный взгляд на место читательских практик в жизни современного студенчества. Определено, что больше половины опрошенных не обсуждают темы, связанные с читательскими практиками, в кругу друзей. При этом почти каждый пятый студент часто дискутирует с соратниками на книжные темы. Эти молодые люди читают много и с удовольствием, предпочитают знакомиться с полным текстом произведения на бумажном носителе, выбирают традиционные форматы стратегий поиска книг. В статье представлены обзор теоретико-методологических подходов к исследованию читательских практик, опыт социологического исследования, даны рекомендации для дальнейшего теоретического и практического изучения

Ключевые слова

молодёжь, родители, студенчество, молодежь, читательские практики, чтение, социальное окружение, семейное (совместное) чтение, друзья

Полная версия статьи