Образовательная миграция в современных условиях является одной из наиболее интенсивно развивающихся областей научного познания в миграционной тематике. Данный вид миграции связан с получением образования, повышением уровня квалификации, прохождением стажировок и другими формами накопления человеческого капитала. В 2018 году более 40% выпускников общеобразовательных школ Вологодской области выехали за ее пределы с целью получения профессионального образования в столичных вузах. Для многих молодых людей принятие решения о получении образования в каком-то определенном вузе или регионе в дальнейшем определяет их последующую жизненную траекторию. В связи с этим изучение намерений выпускников школ относительно предполагаемого места получения профессионального образования, определяющих их факторов и особенностей реализации является важным и актуальным для выработки региональной образовательной политики и политики занятости населения. Цель статьи – анализ миграционных намерений и их реализации выпускниками общеобразовательных организаций в разрезе районов Вологодской области. В статье проанализировано образовательное пространство региона с точки зрения обеспеченности районов и городских округов образовательными организациями (общего, среднего и высшего профессионального образования). На основе интенционного анализа миграционного поведения выпускников общеобразовательных организаций, что является научной новизной исследования, в статье были выявлены миграционные намерения школьников и показана их практическая реализация («намерения – реальное действие»). Миграционные настроения проанализированы в разрезе город-село. В качестве информационной базы выступили данные Росстата и результаты социологических опросов, проведенных ФГБУН «Вологодский научный центр РАН» и АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования». Перспективы исследования заключаются в проведении дальнейшего расширенного обследования школьников с целью прогнозирования уровня возвратности образовательной миграции
Ключевые слова
регион, население, образовательная среда, образовательная миграция