Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
04.10.202410.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Социогуманитарные исследования"

Проблемы онлайн-взаимодействия в современном интернет-образовании (на примере Интернет-школы НОЦ ВолНЦ РАН)

Рыбичева О.Ю.

Том 6, №5, 2020

Рыбичева О.Ю. Проблемы онлайн-взаимодействия в современном интернет-образовании (на примере Интернет-школы НОЦ ВолНЦ РАН) // Социальное пространство. 2020. Т. 6. № 5. DOI: 10.15838/sa.2020.5.27.6 URL: http://socialarea-journal.ru/article/28770

DOI: 10.15838/sa.2020.5.27.6

Трансформационные процессы, затронувшие сферу дистанционного образования, привели к появлению интернет-образования и выделению принципиально новых ориентиров обучения на расстоянии. Для снижения образовательных рисков современные учебные интернет-курсы все больше становятся нацеленными на обеспечение онлайн-взаимодействия участников образовательного процесса. При этом под онлайн-взаимодействием в интернет-образовании понимается взаимодействие, в рамках которого с помощью современных интернет-технологий создаются условия для передачи участникам образовательного процесса информации и личного опыта, разрешения возникших проблем, формирования необходимых навыков и компетенций, личностного развития обучающихся. Действенными инструментами онлайн-взаимодействия являются онлайн-занятия и онлайн-поддержка участников посредством форума, социальных сетей, чата, электронной почты. Цель исследования заключается в изучении проблем, которые могут усложнять процесс организации онлайн-взаимодействия в интернет-образовании. Информационной базой выступили данные анкетного опроса обучающихся Интернет-школы НОЦ ВолНЦ РАН, одной из старейших интернет-площадок для изучения школьниками экономики, и результаты экспертного опроса курирующих школьников преподавателей и тьютора интернет-школы. Исследование показало, что на онлайн-взаимодействие оказывают влияние как объективные (совпадение расписания занятий, неудобное расписание онлайн-занятий, отсутствие технической возможности посещать онлайн-занятия, получать онлайн-поддержку), так и субъективные (неготовность к общению в режиме онлайн, неуверенность, учебные и социальные страхи) факторы, приводящие к пропуску обучающимися онлайн-мероприятий, избеганию сотрудничества с онлайн-преподавателем. Выделен ряд проблемных моментов (сложность вовлечения всех обучающихся во взаимодействие, проведение трудоемкой подготовительной работы к онлайн-занятиям, необходимость учета разного уровня подготовки учащихся, присутствующих на онлайн-встречах), возникающих у онлайн-преподавателя, связанных с организацией онлайн-взаимодействия

Ключевые слова

онлайн-обучение, Интернет-образование, онлайн-взаимодействие, онлайн-поддержка, интернет-школа

Полная версия статьи