В основе современных дискуссий о человеческом капитале находится тема образования, поскольку именно оно обеспечивает население востребованными на рынке труда компетенциями. Важным источником накопления и расширения возможностей человеческого капитала является родительская семья: взрослые дети более образованных родителей могут иметь более широкие возможности как для накопления, так и для последующей капитализации знаний и навыков. Цель исследования состоит в оценке влияния образования родителей на человеческий капитал их взрослых детей. Оценка производилась через сравнение объективных и субъективных жизненных результатов на основании отсутствия/наличия высшего образования у родителей респондентов. Сбор данных осуществлялся смешанным методом (n = 1261). Доля респондентов с высшим образованием составляет 36%. У 14% респондентов оба родителя имеют высшее образование; у 34% хотя бы один родитель. Сравнение групп проведено по таблицам сопряженности с контролем значимости различий по критерию Хи-квадрат Пирсона. Индексы специфического и общего человеческого капитала подсчитаны на основании самооценок. Значения индексов сопоставлялись по методике сравнения средних с контролем по критерию Фишера (F). Результаты свидетельствуют, что самооценки удовлетворенностью жизнью, удовлетворенностью работой, социального оптимизма статистически значимо отличаются в зависимости от наличия/отсутствия у родителей высшего образования. Общий человеческий капитал выходцев из более образованных семей статистически выше и демонстрирует эластичность. Более образованные родители больше вкладывают в развитие своих детей и готовят их не столько к конкретной профессиональной деятельности, сколько наращивают их универсальную компетентность. Сделан вывод о существовании положительной связи между человеческим капиталом взрослых и наличием высшего образования у их родителей. Будущие исследования могут быть посвящены оценке влияния среднего специального образования; выявлению факторов различий в отдаче от образования между детьми из одной семьи; анализу особенностей формирования человеческого капитала в семьях, отличающихся по характеру труда
Ключевые слова
человеческий капитал, образование, общие навыки, специальные навыки, жизненные результаты, межпоколенная мобильность